Новости
Новости
Курсы повышения квалификации переводчиков жестового языка
С 31 августа по 5 сентября в Смоленском РО ВОГ  состоялись курсы повышения квалификации переводчиков жестового языка (ПЖЯ) преподавателями Центра образования глухих и жестового языка имени Зайцевой Г.Л. Комаровой А.А. и Семеновой Д.С.

Комарова Анна Анатольевна, спикер, лингвист, переводчик жестового языка, исследователь, доцент кафедры стилистики английской речи МГЛУ, представитель Всемирной ассоциации переводчиков жестового языка (ВАПЖЯ) по странам Восточной Европы и Средней Азии, член Совета РОО «Объединение переводчиков жестового языка» и Ассоциации переводчиков жестового языка, эксперт Всемирной федерации глухих по образованию глухих.

Обучалось 12 человек из Смоленска, Рославля и Вязьмы. Также в группе были учителя Рославльской школы для глухих детей Раевская Н.А. и Яковлева Е.А Были как теоретические занятия, так и практические. Было несколько интересных лекций об истории развития ЖЯ, основах жестового обращения на КЖР и РЖР, лингвистике ЖЯ , переводе в различных социо-культурных ситуациях и  профессионально-этическом кодексе переводчиков РЖЯ.Все слушатели курсов отметили, что узнали много нового, несмотря на большой стаж работы некоторых переводчиков РЖЯ.

IMG_20200905_WA0029.jpg

Справка

О ЦЕНТРЕ:

Центр образования глухих и жестового языка был официально зарегистрирован в 1998 году, но фактически начал свою работу еще в 1992 году в связи с открытием первой в России Московский билингвистической гимназии для глухих детей, которой руководила Галина Лазаревна Зайцева. С 2009 года Центр носит ее имя.

Наш Центр сотрудничает с многими организациями в России и за рубежом, занимающимися лингвистикой жестовых языков, проблемами образования глухих, билингвистическим обучением, жестовым переводом, историей и культурой глухих. У центра сложились партнерские отношения с Московским государственным лингвистическим университетом, РОО «Объединение переводчиков жестового языка», Всероссийским и Московским обществами глухих, Ассоциацией глухих художников России, Всемирной ассоциацией глухих, Всемирной ассоциацией переводчиков жестового языка, рядом национальных ассоциаций глухих и университетов Европы.

Курсы русского жестового языка (РЖЯ) с 1991 года. Первоначальная программа обучения была разработана совместно со специалистами Бристольского университета (Великобритания) и соответствует современным европейским стандартам обучения ЖЯ как второму (иностранному) языку. Преподавание ведут квалифицированные глухие преподаватели прямым беспереводным методом.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Г.Л. ЗАЙЦЕВОЙ

12 октября 2020 года  было 85-летие Галины Лазаревны Зайцевой
 
PastedGraphic.png

Гали́на Ла́заревна За́йцева (12.10.1934— 06.08.2005) — доктор педагогических наук, профессор, исследователь жестового языка, культуры и истории глухих.Зайцева Галина Лазаревна на протяжении многих лет занималась практическими исследованиями жестового языка и педагогики глухих, её творческая биография складывалась не всегда гладко, однако именно ей удалось положить начало коренным изменениям отношения к русскому жестовому языку и совершить значительный сдвиг в области российской педагогики глухих (сурдопедагогике).

Многие специалисты стран бывшего СССР и восточно-европейские страны пост-советского пространства используют её методические наработки. Зайцева Галина Лазаревна говорила и писала о том, что жестовый язык глухих — богатая коммуникативная система, которая вполне и по праву заслуживает уважительного отношения, как и любой другой (допустим, национальный) язык. Жестовый язык обладает собственной грамматикой, лексикой и историей развития, в нём так же складываются пословицы и поговорки, существуют диалекты.

Зайцева Г. Л. условно разделила русский жестовый язык на собственно жестовый, носителями которого являются глухие люди, с детства общавшиеся на этом языке в семье (русский жестовый язык — РЖЯ) и калькирующий жестовый язык (КЖЯ). Калькирующий жестовый — дословное переложение русского устного языка на жесты, который используется в официальных средствах массовой информации (сурдоперевод). КЖЯ так же может использоваться глухими людьми в общении, но роль его вторична. Между РЖЯ и КЖР существует принципиальная разница. Дактилирование — побуквенная передача слов при помощи дактиля — ручной азбуки глухих — используется для обозначения неизвестных имен собственных или новых понятий реалий.

Зайцева Г. Л. предлагает иначе взглянуть на процесс формирования речи глухого ребёнка — для него жестовый язык — естественная форма коммуникации, это его родной язык, который он усваивает в семье (при наличии глухих родителей), он позволяет полноценно общаться и усваивать реалии этого мира. Зайцева настраивала на необходимости ввести билингвистическое обучение в школах глухих детей — где РЖЯ выступал бы одним из языков обучения, наряду с русской речью слышащих. Однако, широкие взгляды не мешали ей активно интересоваться другими подходами и поддерживать исследования, альтернативные билингвизму.

Зайцева Г. Л. занималась изучение лексики жестового языка, в том числе синонимии и безэквалентной лексики, разработкой программ обучения для неслышаших детей, включая дошкольные программы. Активно участвует в международных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам изучения ЖЯ и образования глухих.

Зайцева Галина Лазаревна внесла неоценимый вклад в исследования русского жестового языка и образовательных систем. Её именем назван «Центр образования глухих и жестового языка»
Опубликовано: 10 сентЯбрЯ 2020
© 2008 Всеросиийское общество глухих Разработка «Н@ш ГОРОД»